Участие прокурора в рассмотрении судом административных дел о защите избирательных прав граждан

Разъясняет начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Крым Штехбарт Дина Владимировна.

Дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации имеют особое значение, поскольку затрагивают конституционные политические права граждан. В осуществлении защиты таких прав в административном судопроизводстве прокурору как особому представителю государства, призванному стоять на страже законности, отводится немаловажная роль.

Согласно ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора.

Учитывая положение указанной нормы в её взаимосвязи с положениями ч. 7 ст. 39 КАС РФ, прокурор вступает в указанный процесс с целью дачи заключения.

Споры по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме включают в себя:

-        дела, связанные с регистрацией кандидатов и избирательных объединений;

-        дела, связанные с признанием выборов недействительными;

-        дела, связанные с включением в списки избирателей;

-        дела об оспаривании текста бюллетеня, недействительности бюллетеня;

-        дела об оспаривании иных решений избирательных комиссий и др.

Судебный порядок защиты избирательных прав осуществляется посредством конституционного и административного судопроизводства.

Конституционный Суд Российской Федерации обеспечивает защиту избирательных прав и права на участие в референдуме, рассматривая и разрешая дела по жалобам граждан и запросам судов.

В свою очередь, Верховный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства рассматривают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав (права на участие в референдуме), а также административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме.

Действующим законодательством к подведомственности судов общей юрисдикции также отнесены дела о привлечении к административной ответственности за нарушение избирательного законодательства.

Административный порядок защиты избирательных прав предусматривает возможность обжалования решений и действий (бездействия) нижестоящих избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, в вышестоящую избирательную комиссию. Порядок рассмотрения и разрешения вышестоящими избирательными комиссиями жалоб на нарушения избирательных прав, в том числе полномочия соответствующих комиссий, регламентируется, в частности, Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решения вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, оставляющие в силе решения нижестоящих комиссий, могут быть оспорены в судебном порядке вместе с решением нижестоящей комиссии, разрешившей вопрос по существу. Подсудность дела в таких случаях определяется в зависимости от уровня комиссии, решение которой обжаловалось в вышестоящую комиссию.

В ряде случаев законодательство о выборах и референдуме устанавливает исключительную подведомственность дел о защите избирательных прав. Так, например, в соответствии с п. 6 ст. 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено только судом.

Административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме подается в суд с соблюдением правил родовой подсудности, установленных ст. 19-21 КАС.

Территориальная подсудность административных исков к избирательной комиссии (комиссии референдума) определяется по месту нахождения соответствующей комиссии (ч. 1 ст. 22 КАС РФ).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в указанном административном исковом заявлении, требуют дополнительной проверки, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней после дня его подачи (ч. 1 ст. 241 КАС РФ).

Истечение указанных сроков не влечет за собой прекращения производства по делу, возбужденному по административному исковому заявлению, поступившему в соответствии с требованиями ст. 240 КАС РФ, и не является препятствием к разрешению судами (включая суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций) указанного дела по существу.

Согласно положениям ст. 170 КАС РФ после исследования всех доказательств по делу, председательствующий в судебном заседании предоставляет слово для заключения по делу представителю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с ч. 7 ст. 243 КАС РФ, а уже в последующем - прокурору, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с ч. 7 ст. 39 КАС РФ.